?

Log in

No account? Create an account
z krug

Фуко и Ницше

Оригинал взят у sergey_borod в Фуко и Ницше
"Все философы обладают 
тем общим недостатком, что они исходят из современного человека и мнят 
прийти к цели через анализ последнего. Непроизвольно им предносится 
"человек" вообще, как некая aeterna veritas, как неизменное во всеобщем 
потоке, как надежное мерило вещей. Однако все, что философ высказывает о 
человеке, есть, в сущности, не что иное, как свидетельство о человеке весьма 
ограниченного промежутка времени. Отсутствие исторического чувства есть 
наследственный недостаток всех философов; многие из них принимают даже 
самоновейшую форму человека, возникшую под влиянием определенных 
религий, иногда просто под влиянием определенных политических событий, за 
прочную форму, из которой следует исходить. Они не хотят усвоить того, что 
человек есть продукт развития, что и его познавательная способность есть 
продукт развития, тогда как некоторые из них хотят даже вывести весь мир из 
этой познавательной способности. - Но все существенное в человеческом 
развитии произошло в первобытные времена, задолго до тех 4000 лет, 
которые мы приблизительно знаем; в этот последний промежуток человек вряд 
ли сильно изменился. Философ же видит "инстинкты" в современном человеке и 
признает, что они принадлежат к неизменным фактам человеческой жизни и в 
этом смысле образуют даже ключ к пониманию мира вообще: вся телеология 
построена на том, что о человеке последних четырех тысячелетий говорят как 
о вечном человеке, к которому все вещи в мире изначально имеют 
естественное отношение. Однако все возникло; не существует вечных фактов, 
как не существует абсолютных истин. - Следовательно, отныне необходимо 
историческое философствование, а вместе с ним и добродетель 
скромности." (Ф.Ницше "Человеческое, слишком человеческое")

""В форме столь же наивной, как сказка для детей, я скажу, что вопросом философии долгое время было: "В этом мире, где все гибнет, - что есть не-преходящего? Что мы суть - мы, которые должны умереть, - в отношении к тому, что не проходит?". Мне кажется, что начиная с XIX века философия непрестанно приближается к вопросу "Что происходит теперь, и что такое мы - мы, которые, быть может, суть не что иное и не более, чем то, что происходит теперь?". Вопрос философии - это вопрос об этом настоящем, которое и есть мы сами" (М.Фуко)
"

Comments