?

Log in

No account? Create an account
z krug

Человек идёт к стене

Оригинал взят у alexander_pavl в Человек идёт к стене
В День Космонавтики, в праздник несбывшихся надежд, мне хотелось бы вспомнить один хорошо забытый фильм (последнее время только о полузабытых фильмах и толкую... а что? незабытые и так наслуху) 1967 года, довольно быстро изъятый из проката по причине эмиграции одного из актёров. Впрочем, фильмы подобного типа в 70-е годы старались тихонечко задвигать подальше, не привлекая к ним внимания запретами или репрессиями против авторов. Этот фильм имеет непосредственное отношение к сегодняшнему празднику, поскольку рассказывает о попытке контакта с иной цивилизацией. Называется фильм «Таинственная стена» и в большей степени является источником вдохновения для «Соляриса» Андрея Тарковского, чем роман Станислава Лема.



Сюжет «Таинственной стены» несколько напоминает книги братьев Стругацких и, что ещё более важно, воспроизводит сам дух этих книг, романтический и уже отравленный скепсисом по поводу собственного романтизма. Это уникально, во всяком случае, мне не попадались фильмы, в которых отразилась бы атмосфера советской научной фантастики 60-х годов... Да, а сюжет? Сюжет, извиняюсь за выражение, прост: в сибирской тайге возникает феномен «энергетическая стена», учёные пытаются её изучить, а военные – не допустить утечки информации. Находящийся на исследовательской станции главный герой уверен, что имеет дело с инопланетной цивилизацией и пытается форсировать контакт. Мы наблюдаем за несколькими попытками контакта, а в финале оказываемся ровно в той же точке, что и в начале фильма. Когда я был маленький, меня такой подход неизменно разочаровыал, ибо был типичен для плохой советской фантастики – те полузабытые книжки заканчивались как раз в том момент, когда, на мой взгляд, начиналось самое интересное. В общем, я нарочно допускаю спойлер и предупреждаю: об инопланетянах герои фильма не узнают ничего. Более того, по ходу дела накапливаются сомнения, что за «стеной» действительно прячутся инопланетяне.



А попытки контакта проходят так: контактёры неожиданно начинают галлюцинировать, оказываясь в своём прошлом, каждый в своём, и там, во сне наяву, кто-то пытается им что-то объяснить. По-разным причинам они отказываются слушать. Дело в том, что этот кто-то, говорящий с ними через галлюцинации, видит их насквозь, пренебрегая их собственным мнением о себе, говорит с ними напрямую. Но люди (простые советские люди, учёные, бюрократы, солдаты...) отказываются от контакта на таких услових, они не хотят слышать правду о самих себе, не хотят получать информацию. Настоящая цель контакта замлян с иной цивилизацией, по мнению авторов фильма – проэцирование собственного (естественно, не подлинного, а откорректированного) образа для «других». Людям не нужны «другие». Им нужно зеркало, в котором они могут увидеть... себя. Самих себя, исправленных и дополненных, согласно собственному желанию. А «другие» не желают играть в эту игру и видят в людях то, что люди предпочитают в себе не замечать. И потому контакт невозможен.



Это довольно пессимистический взгляд, и очень интеллектуализированный (несмотря на трепетную Татьяну Лаврову в кадре), так что не может удивлять холодный приём, оказанный фильму при выходе на экраны. По сути, фильм не об инопланетянах, а об эгоизме и нежелании выбираться из собственного замкнутого круга. Неудивительно, что «Таинственная стена» не понравилась Тарковскому и пробудила у этого эгомана желание спорить, отстаивая своё право на солипсический парадиз.
Мне же этот скромный, без спецэффектов и сюжетных выкрутасов, фильм весьма по нраву. Жаль, что я увидел его будучи совсем ещё малышом, а потом был вынужден ждать более четверти века для повторного просмотра. Если бы я посмотрел его лет этак в тридцать, он стал бы важной вехой в процессе моего личностного становления.

Comments