?

Log in

No account? Create an account
z krug

Анимация - 4

Оригинал взят у alexander_pavl в Анимация - 4
Те, кого я нежно люблю в песке, насыпанном на матовое стекло, начинали свою художественную карьеру в Свердловске, а сейчас обитают почему-то в Белоруссии. Это супруги Петкевич, Владимир Петкевич и Елена Марченко.
Увидел я их фильмы на Кинофестивале Анимационного Кино (ФЕСОМ) в Рязани, а показывались там все лучшие мультфильмы, выпущенные в данном году на территории СССР... Первым фильмом стала «Ночь» Петкевича, которая вообще-то должна была называться «Железная старуха», а снята картина по рассказу Андрея Платонова (как и «Корова» А.Петрова) и повествовала о первом прикосновении ребёнка к самой идее смерти. Очень хорошее сюрреалистическое кино. Мягко затягивающее в глубину, приятное и жутковатое одновременно. Скольжение светящихся призраков, сверхчеловечески опасных, но не страшных, уютно закруглённых. Более известный фильм Петкевича, «Сказочка про Козявочку», всё же попроще, традиционнее по мысли и чувству, хотя по форме даже изощрённей. До сих пор жалею, что не спросил Петкевича, как он делал цвет в «Сказке»...



Но по-настоящему я проникся восторгом (впрочем, очень спокойным, почти медитативным восторгом, напоминающим предсонье после чтения «Посолонь» Алексея Ремезова) в 1986 году, увидев работу Елены Марченко (которая уже тогда была почти Петкевич) «Лафертовская маковница». Эту сказку Погорельского я знаю очень хорошо, и впечатление от неё у меня совсем другое, не такое, как у авторов фильма, однако желание спорить с фильмом у меня не возникло ни на секунду. «Лафертовская маковница» Марченко настолько гармонична и внутренне непротиворечива, что оправдывает любые смысловые и пространственные трансформации героев и сюжета одной из прелестнейших сказок русской литературы.



Право, только исторической несправедливостью можно объяснить то обстоятельство, что первые же фильмы Марченко и Петкевича не были осыпаны международным призами. Думаю, что дело в том, что они появились слишком рано, в межвременье, когда от анимации не ждали шедевров. Впрочем, «Ночь» всё же удостоилась Серебряной Пластины на МКФ в Чикаго 1986.



Следующий фильм Владимира Петкевича, «Дерево Родины», при всей формальной изощрённости, разочаровывал. Для сюрреалистического фильма он был слишком политически ангажирован, для политической прокламации слишком интимен. Не удивительно, что затем художник шагнул к более традиционной анимации, сделав нечто, рифмующееся с небезызвестным «чорным китчем» «Сапожник и русалка» великого Угарова, как раз тогда пребывавшего в творческом кризисе.

Comments