?

Log in

No account? Create an account
z krug

Тайм-менеджмент и Воля греков. Про ценности.

После вот этой публикации флуд-специалисты в комментах указали мне, что гражданами в Древней Греции была якобы узкая прослойка граждан. Чушь полная, интересная скорее своим механизмом «трактования из себя». Механизмом фрустрации и вытеснения травмирующего опыта греков. Так как они – трудно. Это предполагает принятие вызова и жизнь в ситуации постоянного травмирующего вопрошания. Опыт ужаса, бездны, трагедии – это тоже «изобретение» греков, то, как они жили.
Всё иначе. Жить в режиме постоянной суеты, постоянной погони, фиксированного взгляда вниз на самом деле много проще. Этот режим избавляет от травмирующего опыта поднятого хотя бы на уровень себя самого взгляда. Это режим современности, ее норма, ее доблесть.
Свинья не может смотреть в небо, у нее шея так устроена. Представляешь, какая метафора? Просто не может, и все. Она даже не знает, наверное, что оно есть…
Вечная занятость, отсутствие свободного времени, постоянная гонка – вот доблесть современности. «Я так занят, что мне некогда прочитать книгу», «у меня нет времени на кино» - постоянные цитаты из глянцевых интервью «героев нашего времени», коммерсов разных мастей, ценностно, искусственно довлеющих над обществом. Различные, ежедневники, гаджеты, страшный в своем прокрустовом ложе «тайм-менеджемент» - мы постоянно боимся «потерять время», опоздать в гонке на которую обрекла нас современность. Зомби, с расчерченными вдоль и поперек днями на марше. Парадоксально – все тратят как можно больше своего времени на то, чтобы оно когда-нибудь «появилось».

- Ты действительно думаешь, что человек поднялся в результате эволюции выше животных?
- Конечно, - ответил я. - А разве нет?
- Нет, - сказал он. - Он опустился гораздо ниже. Сегодня только ушедший от дел миллионер может позволить себе образ жизни животного: жить на природе в самых подходящих для организма климатических условиях, много двигаться, есть экологически чистую пищу, и при этом вообще никогда ни о чем не волноваться. Подумайте: ведь никто из животных не работает.
- А белочки? - спросила Гера. - Они ведь собирают орехи.
- Милая, это не работа. Вот если бы белочки с утра до ночи впаривали друг другу прокисшее медвежье говно, это была бы работа. А собирать орехи - это бесплатный шоппинг. Работают только скоты, которых человек вывел по своему образу и подобию. И еще сам человек.


Ниже фрагмент из курса лекций, посвященных феномену греческого полиса. Греки жили ответственно, трагично и полно. Именно это и позволило им создать тот цивилизационный каркас понятий и основных идей в котором мы чуть устав и деградировав живем до сих пор. Для нас сегодняшних их жизнь – «жизнь досуга». Просто потому что мы ушли от гармонии, скатившись к тупой и прямолинейной рабской суете. Но это по прежнему выбор каждого. Запаренный тайм-менеджментом менеджер всегда будет менеджер.
Не подумайте, что я злорадствую, но современное рабочее место в офисе - cubicle - даже внешне похоже на стойло крупного рогатого скота. Только вместо ленты с кормом перед мордой офисного пролетария стоит монитор, по которому этот корм показывают в дигитальном виде. Что вырабатывается в стойле? Ответ настолько очевиден, что вошел в идиоматику самых разных языков. Человек делает деньги.
…думает, что добывает деньги для себя. Но в действительности он добывает их из себя.


Прямая дорога в нелинейных живых системах - самая длинная. В жизни принципиально нет дорог «по прямой». Это не более чем оптическая иллюзия недоразвитого, но всегда такого эгоцентричного и тоталитарного рассудка. Мира средних измерений, парадигмы примитивной арифметики и ньютоновской физики. Самого среднего и простого. Кроме того, даже в режиме профанной мотивации это просто неэффективно. Каждый, кто чего то реально в жизни достиг - в той или иной степени праздный человек. Для того чтобы находить что то новое, чтобы принимать нетривиальные решения и просто иметь возможность мыслить нужна Воля. Русская многозначная Воля, в которую никак не вмещается узенькая либеральная менеджерская сугубо социальная свобода проголосовать и отписать в блог очередной флуд. Но это уже другая история. Все выделенные цитаты - Пелёвин "Эмпайр V" Под катом большой фрагмент.
Кстати, обратите внимание как робко делает свои вынужденные выводы кабинетный учёный.
Был ли в действительности полис и, в частности, классический демократический полис основан — в системном смысле — на рабском труде? Те, кто так считает, придерживаются, в частности, следующего хода аргументации. Члены гражданского коллектива полиса, массы граждан потому имели возможность принимать активное участие в управлении своим государством, что они располагали необходимым для этого досугом. А досуг у этих людей был именно потому, что им не приходилось работать: за них трудились рабы. «Цивилизация досуга» — так, например, характеризует греческую полисную цивилизацию Э. Д. Фролов; такое заглавие он даже дал ключевой главе своей книги «Факел Прометея».
Однако в действительности ситуация значительно сложнее. Парадокс греческой античности заключается в том, что те же самые крестьяне-граждане, которые посещали народное собрание и воп-лощали высшую власть в полисе, в полной мере занимались и физическим, сельскохозяйственным трудом. Если у крестьянина были рабы, они тоже, конечно, работали вместе с хозяином, однако же это ни в коей мере не освобождало и его самого от необходимости трудиться. Тем не менее у него при всём этом оставалось время и для общественно-политической жизни.
Подчеркнем: мы отнюдь не отвергаем принципиальную характеристику полисной греческой цивилизации как «цивилизации досуга». Досуг у граждан полиса действительно был, но был вовсе не потому, что они, возложив всю работу на плечи рабов, бездельничали. Ни в коей мере; они трудились, но при этом располагали и необходимым досугом. Как и почему это получалось? Кратко сформулируем свою точку зрения на этот предмет.
Создается впечатление — и, насколько можно судить, оно обос¬нованно, — что в доиндустриальные, докапиталистические эпохи люди в принципе работали меньше. Труд не был еще, как впоследствии, возведен в некий абсолют бытия. Трудовая этика традиционных обществ в отличие от капиталистической этики предполагала не постоянный труд, направленный на производство максимально возможного количества товаров, а труд, необходимый для обеспечения условий существования.
Несколько отвлекаясь от античности (но это отступление поможет кое-что лучше понять и в ней), отметим интересное наблюдение, сделанное в этнографической литературе относительно первобытных обществ. Для нас является школьным постулатом, что жизнь человека первобытности была заполнена постоянным тяжким трудом, борьбой за выживание. Однако ученые, пронаблюдав за наиболее «примитивными» племенами наших дней, подсчитали, сколько времени их члены трудятся. Результат оказался неожиданным: в сумме 7-8 часов в неделю. Иными словами, они работают ровно столько, сколько нужно, чтобы создать себе некий жизнеобеспечивающий минимум на определенный период. Затем работа прекращается, и люди переходят к потреблению полученного в ходе этой работы; наступает время досуга. Кстати, если бы первобытные люди действительно беспрерывно трудились, вряд ли человечество в принципе смогло бы продвинуться по пути цивилизации, оно осталось бы на низком уровне развития. Постоянный физический труд, мягко говоря, не лучшее условие для творчества.
Так и жизнь античного грека не была без остатка поглощена работой. В труде, как и во всем остальном, эллин знал меру, ощущая, что для гармоничного развития личности не менее необходим досуг. И трудился столько (и не больше), сколько было нужно, чтобы обеспечить себе этот досуг в достаточном количестве.
Вернемся к исключительно важному тезису: гражданин греческого полиса работал сам, рабский труд существовал, но имел — во всяком случае, в сельском хозяйстве, то есть в основной сфере экономики, — скорее вспомогательный характер. Взгляд на древнегреческое общество как на рабовладельческое по существу, то есть основанное на рабском труде и без него невозможное, являет собой упрощение. Безусловно, представители социальной верхушки, люди самые зажиточные, лично не занимались физическим трудом (или по крайней мере имели такую возможность). Но здесь опять же нет ничего специфически античного и рабовладельческого: элита общества во все эпохи не занимается физическим трудом, а нас сейчас интересует не она. Подавляющее же большинство свободных граждан от необходимости работать не были освобождены, даже и фактом наличия рабов.
Если выразиться несколько патетически, классический греческий полис — не полис бездельников-рабовладельцев, это, напротив, в полном смысле слова полис тружеников, земледельцев и ремесленников с мозолистыми руками. Основным производителем в греческом мире являлся не столько раб, сколько свободный гражданин; соответственно, роль рабовладения в этом социуме следует считать часто без нужды преувеличиваемой в историографии.


Я желаю себе, своим друзьям и соратникам в новом году почаще поднимать взгляд. Как можно ближе приблизиться к свободе греков, реальной и ответственной свободе выбора и вкусу жизни в том числе.

Comments